Ни у кого из страховщиков не вызывает сомнения, что рынок страхования жизни в России очень перспективен. Но пока долгосрочное накопительное страхование жизни, как правило, невыгодно, а потому и не популярно. Поэтому страховщики пытаются найти оригинальные способы по привлечению клиентов.
В развитых странах на долю страхования жизни приходится свыше 40% всего страхового рынка. В России, по данным Fitch, на страхование жизни приходится около 3% общей суммы премий за 2006-й и девять месяцев 2007 года. И основная часть проданных полисов по страхованию жизни приходится на корпоративное страхование. Доля "добровольного" розничного страхования еще меньше. Большинство экспертов оценивают объем этой части рынка примерно в $180-200 млн, при общем объеме рынка страхования жизни за 9 месяцев 2007 года более $700 млн. "Без учета кэптивных компаний, страховщиков, специализирующихся на корпоративных продажах, и компаний по кредитному страхованию жизни, я бы сказал, что объем розничного рынка все еще меньше $200 млн",-- считает президент "Ренессанс Life" Остин Кимм. "Объем реального рынка накопительного страхования жизни -- около $180 млн",-- полагает гендиректор "ЭЙС Жизнь Страхование" Антон Кушнер. Президент СК "АльянсРосно Жизнь" Аджай Сингх более оптимистичен. По его мнению, объем премии, полученной по договорам, заключенным в 2007 году, составил около $275-290 млн.
Тем не менее страховщики сходятся во мнении, что рынок страхования жизни -- потенциально очень интересный сегмент, имеющий неплохие перспективы развития. "Сегодня рынок страхования жизни пока находится на самой ранней стадии развития, и его доля в ВВП очень невелика, примерно 0,05%. Однако, по нашим прогнозам, он будет расти на 30-40% в год, и к 2012 году достигнет €2 млрд",- уверена президент "ING Страхование жизни" Ольга Руф-Фидлер.
Чтобы страхование жизни стало привычным для россиян, страховщикам придется решить ряд проблем. Во-первых, это агентская есть. Накопительное страхование жизни - продукт дорогой, а потому и продающийся преимущественно через агентов. "Считается, что на 1000 человек должен приходиться 1 страховой агент. Если следовать этой логике, то в России должно быть 140 000 агентов по страхованию жизни для того, чтобы удовлетворить потребности розничного рынка,- считает Остин Кимм.- Очевидно, что для России этот показатель пока остается далекой целью, хотя рынок растет очень быстро и это только вопрос времени". "Сегодня, по экспертным оценкам, на 100 тыс. человек приходится только 10 агентов по страхованию жизни",- отмечает замгендиректора страховой компании "Уралсиб Жизнь" Наталия Зозуля.
Кроме того, потенциальные клиенты очень слабо осведомлены о таком продукте, как страхование жизни. У них отсутствует опыт долгосрочного финансового планирования и самое главное - просто недостаточно денег. А несовершенное российское законодательство не позволяет страховщикам вводить новые продукты, пользующиеся большой популярностью на Западе,-- страховки жизни unit-linked.
Полисы unit-linked отличаются от обычного накопительного страхования жизни прежде всего тем, что позволяют клиенту самостоятельно выбирать стратегию инвестирования средств. "Если при классическом накопительном страховании жизни вложенными средствами клиента распоряжается страховщик, то в случае unit-linked продукта клиент сам определяет направление инвестирования своих средств, позволяя, в том числе, выбирать более агрессивные стратегии инвестирования и тем самым обеспечивать более высокую доходность. Но при этом клиент осознанно берет на себя этот инвестиционный риск",-- рассказывает Антон Кушнер. По словам Наталии Зозули, за границей этот вид страхования пользуется особенной популярностью как у страхователей, так и у страховых компаний.
Кроме того, одна из причин популярности этого вида страхования за рубежом - льготное налогообложение в части страхования для физических лиц. "Для клиентов на Западе это является актуальным, так как подоходные налоги в большинстве западных стран значительно выше, чем в России,- отмечает Антон Кушнер.- Таким образом, клиенту выгоднее вложить средства в страховой полис unit-linked, нежели в тот же самый ПИФ или другие инвестиционные инструменты".
В потенциальном успехе продуктов unit-linked в России страховщики практически не сомневаются. "Все, кто недоволен консервативным подходом, который применяется в классических продуктах страхования, существующих на российском рынке, может являться потенциальным потребителем такой страховки",- уверены в компании "Фортис Жизнь Страхование". "Россия, как страна с развивающейся экономикой и отличными показателями на фондовом рынке в течение продолжительного периода, является идеальным местом для вывода на рынок продуктов unit-linked",-- заявил Аджай Сингх.
Действительно, если посмотреть на доходность по классическим программам накопительного страхования жизни у страховщиков, активных на розничном рынке страхования жизни, то впечатляющие результаты там найти сложно -- фактическая доходность редко превышает 6% годовых. Исключением из общего числа являются разве что компании "Росгосстрах" и "Ренессанс Life", заработавшие для своих клиентов в 2006 году по 13% и 12,5% годовых соответственно. А гарантированная доходность по накопительным продуктам составляет в среднем 3-5%. Получается, страхователям выгоднее положить деньги на банковский депозит и гарантированно получать свои 10% годовых или инвестировать в ПИФы, чья доходность по итогам прошлого года могла превысить процентную ставку по вкладам в два, а то и в три раза. В дополнение к вкладу или паю в ПИФе клиент может купить обыкновенную рисковую страховку жизни, которая обойдется в среднем в 1-2% страховой суммы в год.
По российским законам в случае накопительного страхования жизни страховщик обязан гарантировать определенный доход, а в случае с продуктами unit-linked доходность зависит от успешности стратегии инвестирования. В результате в России стали появляться своего рода суррогаты этого вида страховок. В частности, в июне прошлого года компания "Авива" запустила программу "Пилот". В рамках этого продукта клиенту предлагается на выбор две инвестиционные стратегии по управлению средствами: с инвестированием в акции и сбалансированную (акции и облигации). "По результатам 2007 года, уровень доходности по портфелю акций составил 14%, что выше уровня доходности российского фондового рынка РТС, который составил 11%,-- заявили "Деньгам" в компании "Авива".- Уровень доходности по сбалансированному портфелю -- 10,25%". Плюс к возможности инвестировать средства клиенту предоставляется страховка по риску смерти по любой причине.
В ноябре компания "Тройка Диалог" совместно со своей дочерней страховой компанией "Региональный Альянс-Вита" запустила программу, аналогичную unit-linked, с инвестированием в ОПИФ "Тройка Диалог -- Жизнь". Фонд будет инвестировать в акции российских компаний и производные инструменты. Правда, динамика ОПИФ "Тройка Диалог -- Жизнь" с начала этого года отрицательная. Параллельно с покупкой паев пайщику предоставляется страховка от несчастного случая. Программой страхования покрываются риски смерти по любой причине (100% страховой суммы) и смерти в результате несчастного случая (200% страховой суммы). Клиент может выбрать два варианта расчета страховой суммы: либо она равняется сумме, внесенной в оплату паев, и каждая дополнительная покупка паев увеличивает размер страхового покрытия на сумму внесенных в фонд средств; либо клиент сам определяет размер желаемого страхового покрытия без учета первоначально вносимых в фонд средств -- главное, чтобы первоначальная покупка паев составляла не менее 10% страховой суммы. Оставшаяся сумма вносится равными частями ежеквартально. В случае даже частичной досрочной продажи паев страховка прекращает свое действие.
Таким образом, российские аналоги unit-linked -- это в первую очередь инвестиционный продукт, дополненный обычной страховкой от несчастного случая. Эти программы отличает более высокая потенциальная доходность и большие риски (никакой даже минимально гарантированной доходности в данном случае нет). Кроме того, страхователь имеет возможность видеть результаты управления его средствами в ежедневном режиме. В случае же накопительного страхования жизни о результатах инвестирования своих средств и, как следствие, о размере фактической доходности клиент узнает только из рассылаемого раз в год информационного письма.
Помимо суррогатов unit-linked страховщики ищут другие оригинальные способы продвижения обычных рисковых страховок жизни. Например, "Ренессанс Life" делает 30-процентную скидку некурящим клиентам. Программа No Smoking предусматривает покрытие по двум рискам - смерть и инвалидность по любой причине. В компании уверены, что в "25 случаях из 100 россияне среднего возраста (39-65 лет) умирают от болезней, вызванных курением".
В январе компания "ЭЙС Жизнь Страхование" в сотрудничестве с компанией "АльфаСтрахование" и "ВымпелКомом" запустили совместный проект по страхованию абонентов "Билайна". В рамках программы "Мобильный платеж. Страхование" абонентам предоставляется возможность оформить страховку на случай полной утраты трудоспособности в результате несчастного случая. Сумма выплаты при наступлении страхового случая составит 100 тыс. рублей. Для оформления договора не требуется присутствие клиента в офисе страховой компании. Страховая компания по запросу абонента сети "Билайн" связывается с клиентом по телефону для оформления страхового полиса, который затем отправляется страхователю по почте на указанный адрес. Страховая премия по оформленному полису списывается со счета мобильного телефона абонента "Билайн".
1 комментарий:
отличная статья!!!
Отправить комментарий