Руководители страховых компаний, попавших в первую десятку лайфовых компаний по итогам 3 квартала 2008 года, делятся с читателями своими прогнозами на перспективы страхования жизни в условиях кризиса.
Самое ценное
Ставки гарантированной доходности по страхованию жизни составляют 4 или 5% годовых, а с учетом участия в инвестиционном доходе страховщика клиент может получить от 8 до 10% годовых. К тому же клиент застрахован на весь период действия договора. Ни один финансовый инструмент не дает столь широкого покрытия. Кроме того, полагают некоторые топ-менеджеры страховых компаний, если бы правительство не увеличило гарантии по системе страхования депозитных вкладов до 700 тыс. руб., страхование жизни выросло бы еще сильнее.
«Я полностью разделяю мнение Ильи Вадимовича (Ломакина-Румянцева. — РБК daily) по поводу того, что граждане поверили в такой финансовый инструмент, как страхование жизни, начали рассматривать его наряду с другими финансовыми инструментами, - говорит генеральный директор «СОГАЗ-Жизнь» Евгений Деревенсков. — Однако процесс этот, на мой взгляд, идет все-таки еще слишком медленно».
Г-н Деревенсков отмечает такие предпосылки для развития рынка страхования жизни: «Последние два года прошли под знаком активной борьбы со «схемным» страхованием. Отсюда и резкий спад страховых премий в целом. В 2008 году у населения выросла потребность в ипотечном страховании, страховании потребительских кредитов, шло активное развитие социальных программ на предприятиях».
Генеральный директор «Росгосстрах-Жизнь» Александр Торбахов, напротив, с главой ФССН не солидарен. «Конечно, я не согласен, — отмечает г-н Торбахов. — Сравнивать рост 8% в этом году с 42% падения в прошлом году абсолютно не корректно по очень простой причине. Никакого падения в прошлом году не было так же, как не было роста во втором квартале 2007 года по отношению к предыдущему кварталу». По его словам, дело в том, что «в силу изменения законодательства 1 июля 2007 года универсальные страховщики переводили портфели в свои дочерние компании по страхованию жизни, поэтому на рынке во втором квартале 2007 года случился одномоментный всплеск, который многие аналитики приняли за расцвет рынка». «Соответственно, последующее падение было принято за его закат. Рынок страхования жизни находится на ранней стадии своего развития, поэтому 8% роста для этого рынка — это не рост, а застой, — продолжает генеральный директор «Росгосстрах-Жизнь». — В целом рынок очень разношерстный, общая динамика похожа на среднюю температуру по больнице, так как составляющие этого рынка имеют очень разные тенденции. На рынке по-прежнему присутствуют схемные компании, которые постепенно сокращают свои объемы. Компании, которые занимаются преимущественно банковским страхованием, быстро наращивали объемы, тогда как кэптивные игроки стояли на месте. Рыночные игроки, к которым мы относим и нашу компанию, также быстро росли. В среднем получились 8%, которые мало о чем говорят».
Генеральный директор «МСК-Лайф» Александр Федонкин согласен, что определенное увеличение доверия населения к страхованию жизни имеется, но тем не менее отмечает: «В связи с общим финансовым кризисом сложно убедить граждан вложить в страховые компании на 10 лет деньги, которые они забрали с годовых депозитов банков. Интерес к долгосрочному страхованию прямо пропорционален падению уровня доходов граждан: при панических настроениях населения, которое с денежными потерями для себя изымает средства из ПИФов и досрочно прекращает депозитные договоры, вряд ли стоит ждать интереса к долгосрочным программам страхования жизни». Он высказывает опасения, что «с учетом генетической памяти граждан», которые на протяжении последних 15 или 20 лет пережили конфискационные реформы, гиперинфляцию и дефолт, хранение денег в «подушке» и «матраце» может опять стать основной альтернативой финансовым институтам. Александр Федонкин считает, что рост премии по страхованию жизни в третьем квартале, кроме инерционного развития рынка потребительского кредитования и соответствующего страхования заемщиков, связан со спецификой долгосрочного страхования жизни: очередные платежи по ранее заключенным договорам вместе с премией по новому бизнесу начинают давать темпы более высокие, чем по иным видам страхования.
Наиболее оптимистичен коммерческий директор «АльфаСтрахование — Жизнь» Арташес Сивков. Он отмечает, что, «безусловно, согласен» с руководителем ФССН, а результат третьего квартала обусловлен «существенным скачком в изменении ментальности в текущей ситуации и отрезвлением взглядов на собственное будущее большинства работающих россиян». По мнению г-на Сивкова, разразившийся финансовый кризис «наконец очистил головы людей от страсти безудержного потребления и заставил подумать о том, что действительно у них есть сейчас и будет потом». «Это полезно не только для страховщиков, но и для экономики в целом, — констатирует Арташес Сивков. — Граждане начнут увеличивать капитализацию, а не уровень заемного потребления, что может дать правильное направление движению финансов в обществе в целом и в конечном итоге приведет к увеличению уровня потребления, но уже через правильное распределение собственного и заемного капитала».
Новогодние загадки
В третьем квартале 2008 года, отмечает Арташес Сивков, наиболее востребованными опциями по договорам страхования были возможность выбора валюты вклада и периодов оплаты, получение дополнительного дохода от инвестиций страховщика, гарантированный доход.
Евгений Деревенсков рассказывает, что на сегодняшний день очень актуальна такая опция, как профессиональное или иное впервые диагностированное заболевание. Кроме того, г-н Деревенсков отмечает: «Наблюдался спрос на страхование детей на период их пребывания в оздоровительных лагерях или туристических поездках, а также накопительное страхование детей к моменту вступления их во взрослую жизнь или к периоду поступления в вуз. К сожалению, с сентября начался процесс резкого снижения продаж продуктов по банковскому страхованию, которые до последнего времени были очень востребованы».
А вот по словам Александра Федонкина, квартальный период никак не показателен в отношении предпочтений клиентов. Но в целом, говорит он, клиентам наиболее интересны полисы с участием в прибыли, так как полисы с гарантированной доходностью без участия прибыли не могут конкурировать с банковскими продуктами.
Г-н Федонкин прогнозирует: «Определенный интерес к unit linked объективно должен уменьшиться в связи с отрицательной доходностью ПИФов. Что же до различных дополнительных опций в программах страхования — несчастные случаи, освобождение от уплаты взносов при инвалидности, смертельно опасные болезни, то они особенно не влияют на продажи».
«В портфеле нашей компании доминирует долгосрочное накопительное страхование жизни с классическими для этих видов рисками смерти и дожития, в дополнение к которым наши клиенты очень часто выбирают риски травмы и инвалидности, — отмечает Александр Торбахов. — Не могу сказать, что в этом периоде произошло что-то очень специфическое, скорее, набирали силу тенденции, сложившиеся ранее».
Страховщики разошлись в оценках состояния рынка страхования жизни в 2009 году. «Уверен, что, несмотря на отрицательные ожидания, рынок имеет шанс вырасти: слишком сильно мы все его толкаем», — полагает Арташес Сивков. А Евгений Деревенсков прогнозирует, что рынок «ждут нелегкие времена: снижение объемов продаж в 2009 году составит порядка 30%».
Александр Федонкин говорит, что прогноз зависит от сценария развития кризиса. Если по сценарию цикличного кризиса ожидается восстановление экономики с третьего или четвертого кварталов 2009 года, то, возможно, рынок страхования жизни не упадет ниже, чем на 25%, полагает г-н Федонкин. Но если кризис будет развиваться по сценарию затяжной рецессии и ожидается 3 или 3,5 года снижения валового продукта, то падение рынка в 2009 году может достичь и 50%. «Кризис повлиял на большинство компаний по всем основным сегментам страхования. В банковском канале продаж страхования заемщиков по ипотечным и потребительским программам кредитования потери наиболее велики, и прежде всего по ипотеке: выдача новых кредитов на порядки сократилась, а платежи по действующим кредитным договорам уменьшаются из-за требований банков о досрочном погашении кредитов, — резюмирует Александр Федонкин. — В корпоративном страховании договоры долгосрочного страхования являются частью социального пакета, а в кризисные времена в социальном пакете в лучшем случае остается ДМС и немного страхования от несчастных случаев. В меньшей степени падение объемов будет сказываться на продажах частным клиентам через специализированные агентства по страхованию жизни, но по мере разрастания кризиса изменится структура расходов населения, в которой доля долгосрочного страхования будет крайне мала».
Буря в рэнкинге
Как видно из таблицы, в топ-10 страховщиков жизни по итогам девяти месяцев этого года произошли существенные перестановки. В рэнкинге лидеров появились «АльфаСтрахование — Жизнь» и «МСК-Лайф».
«Ровно за год мы осуществили не просто движение вверх, а совершили прорыв: годом ранее наша позиция в рэнкинге крупнейших страховщиков была 43-я. Наша доля выросла с 0,2 до 2,8%, — говорит Арташес Сивков. — Мы создали многоканальную систему дистрибуции, открыли восемь филиалов. Компания претерпела ряд операционных изменений, таких как внедрение передовых ИT-систем учета и обработки данных». По словам г-на Сивкова, в банковском страховании «АльфаСтрахование — Жизнь» ранее работала только с Альфа-банком, на конец текущего года у компании семь банков-партнеров. Число корпоративных клиентов «АльфаСтрахования — Жизнь» достигло порядка 100. В розничном сегменте компания увеличила объемы бизнеса и размеры агентской сети в десять раз. «Один из ключевых показателей розницы в страховании жизни — среднее количество проданных полисов на одного агента в месяц — находится в нашей компании на высоком уровне, а именно 2,2, — говорит Арташес Сивков. — Также хочу отметить, что нам есть к чему стремиться. Объясняется это очень легко: восьмой — это седьмой проигравший, мы же намерены подняться на ступеньки пьедестала, а их всего три».
Что касается «МСК-Лайф», то, как комментирует ее вхождение в топ-10 Александр Федонкин, компания развивается по модели самофинансирования, что предполагает использование наиболее рентабельных каналов продаж, прежде всего банковского канала. Однако в связи с финансовым кризисом этот канал оказывается и самым уязвимым, причем в большей степени для компаний по страхованию жизни, чем для универсальных компаний. Поэтому сейчас «МСК-Лайф» приходится активизировать более затратные и менее рентабельные каналы продаж. Кроме того, «МСК-Лайф» рассчитывает на более активные продажи своих инновационных страховых продуктов, привязанных к индексам (index linked и equity linked) через банковский канал, кросс-продажи через сеть СГ «МСК», корпоративные продажи. «Надеюсь, наши предложения по использованию страхования жизни как инструмента управления персоналом в период кризиса окажутся востребованными», — говорит Александр Федонкин.
«ЖАСО-Лайф» ушла из рэнкинга лидеров по итогам девяти месяцев этого года. Комментарий по поводу изменения результата компания не предоставила.
«СОГАЗ-Жизнь» по итогам девяти месяцев 2008 года с первого опустилась на третье место. «Это объясняется тем, что компании «СОГАЗ-Жизнь» в 2007 году были переданы значительные объемы по страхованию жизни от СК «Нефте¬полис» (в 2005 году СГ «СОГАЗ» приобрела контрольный пакет в «Нефтеполисе». — РБК daily), что и дало резкий рост, — говорит Евгений Деревенсков. — А 2008 год отражает уже реальное положение дел». «СОГАЗ-Жизнь» планирует в 2008 году собрать порядка 2,5 млрд руб. премии. Что касается 2009 года, то у компании несколько сценариев развития, в частности, предполагается активное развитие продаж страховых продуктов на рабочих местах через агентскую сеть.
«Росгосстрах-Жизнь» поднялась с восьмого на четвертое место. За год ее доля рынка возросла с 2,2 до 6,3%. «В отличие от банковских продаж (особенно в партнерстве с кэптивными банками), где результат можно получить за полгода, агентская сеть не строится в одночасье», — комментирует Александр Торбахов. «Мы последовательно вкладываем усилия в развитие уже три года, и продвижение вверх по рэнкингу — это ровно результат этих усилий, — отмечает гендиректор «Росгосстрах-Жизнь». — Наши амбиции не заканчиваются четвертой строчкой в рэнкинге, с самого начала была поставлена задача занять лидерскую позицию на рынке, поэтому к хорошему результату этого года мы относимся как к промежуточному финишу. Нашей целью является другая позиция — первая — и объемы премий по страхованию жизни, многократно превышающие нынешние».
«Росгосстрах-Жизнь» планирует собрать в 2008 году около 1,2 млрд руб. по страхованию жизни и порядка 300 млн руб. по страхованию от несчастного случая. «Выплаты составляют пока единицы процентов, так как основу портфеля занимает премия по долгосрочному накопительному страхованию жизни, и львиная доля полисов находится в накопительной стадии», — говорит Александр Торбахов. В 2009 году «Росгосстрах-Жизнь» намерена получить минимум 2 или 2,5 млрд руб. премии, что должно дать компании не менее 10 или 12% рынка. Акционеры подтверждают ранее утвержденную программу развития компании, сохраняется инвестиционный бюджет. «Мы продолжаем наращивать нашу продающую сеть, расширяем географическое присутствие и набираем сотрудников на штатные позиции, — отмечает Александр Торбахов. — На сегодня мы обосновались почти в 50 регионах и собираемся наращивать число агентств в каждом из них».
По материалам статьи Елены ГРИГОРЬЕВОЙ, РБК daily,
«Ровно за год мы осуществили не просто движение вверх, а совершили прорыв: годом ранее наша позиция в рэнкинге крупнейших страховщиков была 43-я. Наша доля выросла с 0,2 до 2,8%, — говорит Арташес Сивков. — Мы создали многоканальную систему дистрибуции, открыли восемь филиалов. Компания претерпела ряд операционных изменений, таких как внедрение передовых ИT-систем учета и обработки данных». По словам г-на Сивкова, в банковском страховании «АльфаСтрахование — Жизнь» ранее работала только с Альфа-банком, на конец текущего года у компании семь банков-партнеров. Число корпоративных клиентов «АльфаСтрахования — Жизнь» достигло порядка 100. В розничном сегменте компания увеличила объемы бизнеса и размеры агентской сети в десять раз. «Один из ключевых показателей розницы в страховании жизни — среднее количество проданных полисов на одного агента в месяц — находится в нашей компании на высоком уровне, а именно 2,2, — говорит Арташес Сивков. — Также хочу отметить, что нам есть к чему стремиться. Объясняется это очень легко: восьмой — это седьмой проигравший, мы же намерены подняться на ступеньки пьедестала, а их всего три».
Что касается «МСК-Лайф», то, как комментирует ее вхождение в топ-10 Александр Федонкин, компания развивается по модели самофинансирования, что предполагает использование наиболее рентабельных каналов продаж, прежде всего банковского канала. Однако в связи с финансовым кризисом этот канал оказывается и самым уязвимым, причем в большей степени для компаний по страхованию жизни, чем для универсальных компаний. Поэтому сейчас «МСК-Лайф» приходится активизировать более затратные и менее рентабельные каналы продаж. Кроме того, «МСК-Лайф» рассчитывает на более активные продажи своих инновационных страховых продуктов, привязанных к индексам (index linked и equity linked) через банковский канал, кросс-продажи через сеть СГ «МСК», корпоративные продажи. «Надеюсь, наши предложения по использованию страхования жизни как инструмента управления персоналом в период кризиса окажутся востребованными», — говорит Александр Федонкин.
«ЖАСО-Лайф» ушла из рэнкинга лидеров по итогам девяти месяцев этого года. Комментарий по поводу изменения результата компания не предоставила.
«СОГАЗ-Жизнь» по итогам девяти месяцев 2008 года с первого опустилась на третье место. «Это объясняется тем, что компании «СОГАЗ-Жизнь» в 2007 году были переданы значительные объемы по страхованию жизни от СК «Нефте¬полис» (в 2005 году СГ «СОГАЗ» приобрела контрольный пакет в «Нефтеполисе». — РБК daily), что и дало резкий рост, — говорит Евгений Деревенсков. — А 2008 год отражает уже реальное положение дел». «СОГАЗ-Жизнь» планирует в 2008 году собрать порядка 2,5 млрд руб. премии. Что касается 2009 года, то у компании несколько сценариев развития, в частности, предполагается активное развитие продаж страховых продуктов на рабочих местах через агентскую сеть.
«Росгосстрах-Жизнь» поднялась с восьмого на четвертое место. За год ее доля рынка возросла с 2,2 до 6,3%. «В отличие от банковских продаж (особенно в партнерстве с кэптивными банками), где результат можно получить за полгода, агентская сеть не строится в одночасье», — комментирует Александр Торбахов. «Мы последовательно вкладываем усилия в развитие уже три года, и продвижение вверх по рэнкингу — это ровно результат этих усилий, — отмечает гендиректор «Росгосстрах-Жизнь». — Наши амбиции не заканчиваются четвертой строчкой в рэнкинге, с самого начала была поставлена задача занять лидерскую позицию на рынке, поэтому к хорошему результату этого года мы относимся как к промежуточному финишу. Нашей целью является другая позиция — первая — и объемы премий по страхованию жизни, многократно превышающие нынешние».
«Росгосстрах-Жизнь» планирует собрать в 2008 году около 1,2 млрд руб. по страхованию жизни и порядка 300 млн руб. по страхованию от несчастного случая. «Выплаты составляют пока единицы процентов, так как основу портфеля занимает премия по долгосрочному накопительному страхованию жизни, и львиная доля полисов находится в накопительной стадии», — говорит Александр Торбахов. В 2009 году «Росгосстрах-Жизнь» намерена получить минимум 2 или 2,5 млрд руб. премии, что должно дать компании не менее 10 или 12% рынка. Акционеры подтверждают ранее утвержденную программу развития компании, сохраняется инвестиционный бюджет. «Мы продолжаем наращивать нашу продающую сеть, расширяем географическое присутствие и набираем сотрудников на штатные позиции, — отмечает Александр Торбахов. — На сегодня мы обосновались почти в 50 регионах и собираемся наращивать число агентств в каждом из них».
По материалам статьи Елены ГРИГОРЬЕВОЙ, РБК daily,
Комментариев нет:
Отправить комментарий