Полис холода
Крупнейшая российская компания "АИГ Лайф", занимающаяся страхованием жизни, сообщила, что число досрочно расторгнутых договоров с сентября увеличилось в 2,5 раза. Чтобы удержать клиентов, страховщики предлагают им заморозить полисы и вернутся к уплате взносов по окончании кризиса — через полтора-три года.
Как заявил в пятницу президент "АИГ Лайф" Александр Зарецкий, в его компании число досрочно расторгнутых договоров страхования начиная с кризисного сентября увеличилось в 2,5 раза. "Если раньше по причине расторжения клиентом наш портфель терял в среднем 400 полисов в месяц, то сейчас мы теряем около тысячи",— пояснил он "Ъ".
По данным Росстрахнадзора, в России 67 страховых компаний специализируются на страховании жизни. Сборы по этому виду страхования в 2008 году составили 18,7 млрд руб. Лидером рынка является российская "дочка" компании ALICO — "АИГ Лайф". ALICO, в свою очередь, объединяет бизнес крупнейшей страховой компании мира американской AIG в Восточной Европе. По данным страхового регулятора, сборы "АИГ Лайф" в 2008 году составили 3,3 млрд руб. Среди других крупных игроков этого рынка — "Росгосстрах-Жизнь" (сборы 1,3 млрд руб., 4-е место), "Ренессанс Life" (477,8 млн руб., 9-е место).
Страховщики отмечают, что именно по страхованию жизни всегда расторгалось наименьшее количество договоров, так как при расторжении в первые два-пять лет страхования клиент не получает обратно даже суммы уплаченных взносов. По словам Александра Зарецкого, причиной стремительного роста числа расторгаемых договоров стали финансовые трудности граждан. Он вспоминает август 1998 года, когда полисы страховщика были номинированы в долларах, и граждане не могли платить валютные взносы.
Ближайшие конкуренты "АИГ Лайф" также столкнулись с оттоком клиентов. "Мы заметили, что в прошлом году один из семи клиентов желал аннулировать полис, это порядка 15%, сейчас же это один из четырех",— сказал "Ъ" президент "Ренессанс Life" Остин Кимм. "В январе у нас было расторгнуто несколько сотен договоров,— говорит гендиректор компании "Росгосстрах-Жизнь" Александр Торбахов.— Привлечения договоров у нас было в два раза больше в январе, однако желающих расторгнуть договоры действительно стало больше". По его словам, увеличилось количество людей, потерявших работу или опасающихся ее потерять, "сильно выросли инфляционные ожидания граждан".
Аналогичная тенденция отмечается и на рынке пенсионного страхования. Как уже писал "Ъ" (см. номер от 17 февраля), рост числа обращений за выкупными суммами зафиксирован во многих НПФ, включая "Газфонд", "Стальфонд", НПФ Сбербанка. Количественные показатели оттока клиентов НПФ за последние месяцы еще недоступны. "Клиенты обращаются за выкупными суммами из-за недостатка средств к существованию",— считает президент НПФ "ЛУКОЙЛ-Гарант" Сергей Эрлик.
Всплеск обращений клиентов за выкупными суммами и переоценка по рыночной стоимости активов, в которые инвестированы пенсионные резервы НПФ, могут привести к актуарному дефициту фонда (когда размер обязательств оказывается выше объема активов). При возникновении актуарного дефицита НПФ обязан покрыть его за счет средств страхового резерва или имущества для обеспечения уставной деятельности (ИОУД). Однако, как отмечает замдиректора Института развития социального страхования Дмитрий Алексеев, в этом случае возникает риск резкого сокращения ИОУД, которое может привести к отзыву лицензии. Минимально допустимая оценка ИОУД составляет сегодня 30 млн руб., с 1 июля 2009 года — 50 млн руб.
В компаниях, занимающихся страхованием жизни, как и в НПФ, финансовые проблемы из-за оттока клиентов пока не начались. В "АИГ Лайф" по итогам 2008 года ожидают роста чистой прибыли на 73%, до 551 млн руб. "В январе сборы премий увеличились на 20 млн руб.",— говорит и господин Торбахов из компании "Росгосстрах-Жизнь".
Тем не менее компании делают все, чтобы удержать уходящих клиентов. В "АИГ Лайф" предлагают рассрочку взносов, а также пересчет страховой суммы накоплений с уменьшением взноса. В крайнем случае клиенту дают возможность заморозить на три года полис, то есть вернуться к уплате взносов по окончании этого срока. К похожим мерам прибегают и в "Ренессанс Life" — компания предлагает заморозить уплату взносов на 18 месяцев.
Татьяна ГРИШИНА, Александр МАЗУНИН, Коммерсантъ, 2 марта 2009 г.
Крупнейшая российская компания "АИГ Лайф", занимающаяся страхованием жизни, сообщила, что число досрочно расторгнутых договоров с сентября увеличилось в 2,5 раза. Чтобы удержать клиентов, страховщики предлагают им заморозить полисы и вернутся к уплате взносов по окончании кризиса — через полтора-три года.
Как заявил в пятницу президент "АИГ Лайф" Александр Зарецкий, в его компании число досрочно расторгнутых договоров страхования начиная с кризисного сентября увеличилось в 2,5 раза. "Если раньше по причине расторжения клиентом наш портфель терял в среднем 400 полисов в месяц, то сейчас мы теряем около тысячи",— пояснил он "Ъ".
По данным Росстрахнадзора, в России 67 страховых компаний специализируются на страховании жизни. Сборы по этому виду страхования в 2008 году составили 18,7 млрд руб. Лидером рынка является российская "дочка" компании ALICO — "АИГ Лайф". ALICO, в свою очередь, объединяет бизнес крупнейшей страховой компании мира американской AIG в Восточной Европе. По данным страхового регулятора, сборы "АИГ Лайф" в 2008 году составили 3,3 млрд руб. Среди других крупных игроков этого рынка — "Росгосстрах-Жизнь" (сборы 1,3 млрд руб., 4-е место), "Ренессанс Life" (477,8 млн руб., 9-е место).
Страховщики отмечают, что именно по страхованию жизни всегда расторгалось наименьшее количество договоров, так как при расторжении в первые два-пять лет страхования клиент не получает обратно даже суммы уплаченных взносов. По словам Александра Зарецкого, причиной стремительного роста числа расторгаемых договоров стали финансовые трудности граждан. Он вспоминает август 1998 года, когда полисы страховщика были номинированы в долларах, и граждане не могли платить валютные взносы.
Ближайшие конкуренты "АИГ Лайф" также столкнулись с оттоком клиентов. "Мы заметили, что в прошлом году один из семи клиентов желал аннулировать полис, это порядка 15%, сейчас же это один из четырех",— сказал "Ъ" президент "Ренессанс Life" Остин Кимм. "В январе у нас было расторгнуто несколько сотен договоров,— говорит гендиректор компании "Росгосстрах-Жизнь" Александр Торбахов.— Привлечения договоров у нас было в два раза больше в январе, однако желающих расторгнуть договоры действительно стало больше". По его словам, увеличилось количество людей, потерявших работу или опасающихся ее потерять, "сильно выросли инфляционные ожидания граждан".
Аналогичная тенденция отмечается и на рынке пенсионного страхования. Как уже писал "Ъ" (см. номер от 17 февраля), рост числа обращений за выкупными суммами зафиксирован во многих НПФ, включая "Газфонд", "Стальфонд", НПФ Сбербанка. Количественные показатели оттока клиентов НПФ за последние месяцы еще недоступны. "Клиенты обращаются за выкупными суммами из-за недостатка средств к существованию",— считает президент НПФ "ЛУКОЙЛ-Гарант" Сергей Эрлик.
Всплеск обращений клиентов за выкупными суммами и переоценка по рыночной стоимости активов, в которые инвестированы пенсионные резервы НПФ, могут привести к актуарному дефициту фонда (когда размер обязательств оказывается выше объема активов). При возникновении актуарного дефицита НПФ обязан покрыть его за счет средств страхового резерва или имущества для обеспечения уставной деятельности (ИОУД). Однако, как отмечает замдиректора Института развития социального страхования Дмитрий Алексеев, в этом случае возникает риск резкого сокращения ИОУД, которое может привести к отзыву лицензии. Минимально допустимая оценка ИОУД составляет сегодня 30 млн руб., с 1 июля 2009 года — 50 млн руб.
В компаниях, занимающихся страхованием жизни, как и в НПФ, финансовые проблемы из-за оттока клиентов пока не начались. В "АИГ Лайф" по итогам 2008 года ожидают роста чистой прибыли на 73%, до 551 млн руб. "В январе сборы премий увеличились на 20 млн руб.",— говорит и господин Торбахов из компании "Росгосстрах-Жизнь".
Тем не менее компании делают все, чтобы удержать уходящих клиентов. В "АИГ Лайф" предлагают рассрочку взносов, а также пересчет страховой суммы накоплений с уменьшением взноса. В крайнем случае клиенту дают возможность заморозить на три года полис, то есть вернуться к уплате взносов по окончании этого срока. К похожим мерам прибегают и в "Ренессанс Life" — компания предлагает заморозить уплату взносов на 18 месяцев.
Татьяна ГРИШИНА, Александр МАЗУНИН, Коммерсантъ, 2 марта 2009 г.