пятница, 13 марта 2009 г.

AIG: жизнь после смерти

Символ величия американской империи страхования - American International Group (AIG) - умирает. Ее осколки выставлены на продажу, а покупателей не находится. Государство, которое уже выложило десятки миллиардов долларов на спасение гиганта, ведет переговоры о том, чтобы встать к рулю гибнущего "страхового "Титаника". В худшем случае американского страховщика ожидает банкротство.

Российские "внучки" AIG терпеливо ожидают определения поворота в судьбе "предков". Скорее всего, "сестер" разлучат и передадут на воспитание в разные "семьи".
Между тем полисы страхования жизни "АИГ Лайф" в настоящее время имеют представители верхнего слоя среднего класса. По мнению главы "АИГ Лайф" Александра Зарецкого, им не о чем тревожиться. Залогом благополучия российских компаний AIG, полагают эксперты страхового рынка, окажутся не "дедовские", а их собственные заслуги.

Российский характер американской "деточки"
American International Group была одним из первых иностранных страховщиков, рискнувших выйти на российский рынок 15 лет назад. Еще до законодательного отделения в государстве бизнеса по страхованию жизни от других видов страхования AIG взяла цивилизованный курс, разделив соответствующий бизнес между двумя отдельными независимыми юридическими лицами. Теперь в России имущество и ответственность страхуются одной "внучкой" AIG, а личным страхованием занимается другая.

Российская компания AIG начинала деятельность как совместное предприятие, половина капитала приходилась на долю резво и амбициозно росшего тогда розничного Столичного банка сбережений. Того самого, который приобрел скандальную известность, когда сначала поглотил государственный Росагробанк и стал "СБС-Агро", а затем в кризис 1998 сам оказался похоронен под руинами своего приобретения.
Вовремя отделившаяся российская компания AIG прошлый финансовый кризис переживала трудно.

Тогда российские компании AIG усваивали кризисный опыт. Так, подразделение по страхованию жизни получило мощную прививку, обжегшись на валютных рисках: полис гарантировался выплатами в долларах США, а курс к рублю валюты США изменился в разы. С тех пор американская "внучка" продает такие полисы только в рублях. "После августа 1998 года начался коллапс, национальная валюта обрушилась, нам казалось вообще невозможным продать рублевый долгосрочный полис страхования жизни, но мы шли и делали это", - вспоминает один из бывших агентов "АИГ Лайф". Об агрессивном маркетинге AIG ходят легенды.

"Упрямая "AIG Лайф" с первых лет ведения бизнеса проводила политику агрессивного маркетинга", - сказал агентству "Интерфакс-АФИ" представитель российской страховой компании. "Хорошо обученные и прекрасно простимулированные деньгами, ее агенты отличаются мертвой хваткой. К тому же они располагают контактами высокооплачиваемых менеджеров ведущих компаний", - отметил собеседник агентства. Он подчеркнул, что агентам AIG хватало драйва звонить даже руководителям страховых компаний с торговыми предложениями о страховании жизни у американского конкурента. "Да знаете ли вы, с кем разговариваете?" - мог взреветь собеседник, услышав это. "Конечно, знаю. Однако ваша компания не может предложить вам такого продукта, как AIG", - отвечал агент. Вы не поверите: полис был продан", - сказал эксперт.

Опережая российского законодателя, AIG разделила бизнес на страхование жизни и страхование "не жизни" между двумя "внучками" - отдельными юридическими лицами.
В настоящее время 49% акций компании "АИГ Лайф" принадлежит напрямую европейской "дочке" AIG - ALICO (American Life Insurance Co). Она консолидирует активы в странах Восточной Европы, в России, на Украине, в ряде других стран. Доля контрольного участия в "АИГ Лайф" опосредованно принадлежит тоже ей через контролируемую российскую структуру. (Ограничение на владение контрольной долей в страховых компаниях РФ для неевропейских инвесторов до сих пор сохраняется в законодательстве РФ - прим. ИФ-АФИ).

"Внучатая" компания по страхованию "не жизни" также входит в группу ALICO, она демонстрирует успехи на поприще страхования корпоративного имущества и ответственности. Кроме того, российский страховой рынок заинтересован в благополучии бизнеса AIG в области перестрахования. Но это не касается российских компаний AIG. Риски российские страховщики передавали напрямую через лондонский офис.

"В плане реструктуризации бизнеса AIG заключено намерение разлучить русских "сестер". Американская "бабушка" намерена оставить себе из всей международной империи страхования жизни только бизнес в США. Далее она намерена превратиться в компанию, специализированную на страховании "не жизни". Все остальное готовится к продаже, чтобы выручку направить на погашение долгов", - сообщил агентству "Интерфакс-АФИ" информированный источник на российском страховом рынке.

За все 15 лет существования "АИГ Лайф" не выплачивала дивидендов акционерам. Но и денег на инвестиции особо не требовала: они выделялись дважды - в период кризиса 1998 года и в 2004 году на развитие филиальной сети, сообщил журналистам глава "АИГ Лайф" А.Зарецкий.

Стаховая компания "АИГ Лайф" первой на российском рынке начала развивать операции по классическому долгосрочному страхованию жизни. Была брошена перчатка: в ситуации, когда большинство игроков в этом сегменте сосредоточилось на оптимизации налогов для клиентов через договоры краткосрочного страхования жизни, AIG предлагала "классику". Рейтинговые позиции среди страховщиков жизни по показателю величины сборов занимали сомнительные игроки. Официальная отчетность демонстрировала бум в отрасли. AIG на этом празднике не было заметно. Кроме прочего, американские "внучки" отличались скаредностью на исходящую информацию. Но все течет и меняется. Усилиями российских властей "схемный" бизнес в страховании жизни оказался угнетен в последние годы. Показатели сборов очищались и стали более или менее отражать действительное положение дел.

В 2008 году "АИГ Лайф", по предварительным неаудированным данным, вышла на первое место в РФ в сборах по классическому страхованию жизни с показателем 4,3 млрд рублей, что на 14% больше показателя 2007 года. При этом глава "АИГ Лайф" А.Зарецкий оценивает долю бизнеса своей компании на российском рынке страхования жизни примерно в 17% (показатель приведен на основе общей статистики Росстрахнадзора - прим. ИФ-АФИ). Если статистику очистить от "схемной" и кэптивой составляющих, доля окажется более 30%.

По словам А.Зарецкого, резервы компании за прошлый год увеличились на 23% и достигли 6,8 млрд рублей. Активы составили 8,9 млрд рублей. "АИГ Лайф" в настоящее время имеет существенный запас показателя маржи платежеспособности. Достаточный уровень, требуемый Федеральной службой страхового надзора, составляет 444 млн рублей, в то время как показатель "АИГ Лайф" находится на уровне 2 млрд рублей. Чистая прибыль страховщика увеличилась с 318 млн рублей по итогам 2007 года до 551 млн рублей в 2008 году. Давая характеристику портфеля договоров компании, А.Зарецкий сообщил, что 55% приходится на индивидуальное страхование граждан и 17% - на корпоративное страхование.

В марте этого года, по словам А.Зарецкого, "АИГ Лайф" объявит о выплате инвестиционного дохода по полисам страхования жизни в России на уровне 7-8%, то есть почти на уровне более успешного 2007 года. Между тем еще недавно эксперты сомневались в том, что компания осилит выплату гарантированного договором с клиентами 3%-ного дохода по полисам.

"О планах AIG в отношении российского бизнеса мне известно не больше вашего", - заявил журналистам на недавней встрече глава "АИГ Лайф" А.Зарецкий. В каком-то смысле не исключено, что и AIG, и ALICO не имеют точного прогноза на будущее. Скорее всего, сценариев развития событий у американской группы заготовлено несколько.

А.Зарецкий выразил уверенность в том, что рядовых держателей полисов страхования жизни неясность участи AIG не должна тревожить. Какая разница, под чьим контролем окажется материнская ALICO. Понятно, что компанию с капитализацией в десяток миллиардов долларов может приобрести только мощный инвестор.

Отвечая на вопрос о возможности продажи активов ALICO дробно, представитель ведущей европейской страховой группы в России заявил агентству "Интерфакс-АФИ": "Российский бизнес - один из самых перспективных и рентабельных. Возможности для развития страхования жизни в России - колоссальные. Уровень проникновения, по статистике - до 3% населения страны. На месте любого стратегического инвестора я бы поставил непреложным условием покупки включение в активы ALICO российской компании".
Финмаркет, 4 марта 2009 г.

Комментариев нет: