четверг, 4 июня 2009 г.

Страхование жизни в условиях кризиса. Взгляд изнутри


Влияние нынешнего кризиса на бизнес страхования жизни в России оказалось разнонаправленным: как отрицательным, так и положительным. Во всяком случае, если говорить о компании Allianz РОСНО Жизнь. С одной стороны, порядка 15% клиентов из-за падания доходов либо уменьшили размер взноса по действующим полисам, либо вообще приостановили оплату, рассказывает руководитель отдела продаж СК "Allianz РОСНО Жизнь" Владимир Трухин.

Кроме того, меньшее число людей стало проявлять интерес к страхованию жизни с накоплением – ведь для тех, чьи доходы серьезно сократились (а также тех, кто опасается увольнения) что-то копить достаточно сложно.

Однако с другой стороны, кризис повлиял и положительно, рассуждает эксперт.

Во-первых, если до кризиса многие люди надеялись, что в случае каких-то форс-мажоров (например, инвалидности) им помогут друзья или родственники, то сейчас, увы, надеяться на это можно немногим – у большинства родственников и так не хватает денег, и помогать в существенном объеме и длительное время они вряд ли смогут. Поэтому наличие такой финансовой подушки, как страхование жизни, становится более актуальным.

Во-вторых, сейчас людям стало гораздо проще объяснить, что есть средства зарабатывания денег, а есть инструменты их сохранения – причем страхование жизни наиболее универсальное из них. А ведь еще 2-3 uода назад большинство безудержно вкладывало деньги именно в средства зарабатывания – например, в фондовый рынок. "Как сейчас помню человека, который заявил мне в 2006 г.: «Молодой человек, зачем мне накопительное страхование, если я вкладываю деньги в фондовый рынок, который приносит мне 80-100% годовых? Ну да, я понимаю, что 100% я не всегда заработаю, но уж 30% - по любому!» Мои указания на то, что там, где можно заработать, можно много и потерять, не помогали – вера в российский фондовый рынок была поистине религиозной", рассказывает В. Трухин.

Примеры соседних стран (например, Японии, чей фондовый индекс Nikkei 225 был в 2006 г. где-то вдвое ниже, чем в 1990 г.) не производили никакого впечатления – «то Япония, а у нас Россия!»

В принципе, уже в 2007 г. вера в фондовый рынок ослабла – люди на собственном опыте убедились, что он действительно может как быстро расти, так и быстро падать. А уж 2008-й окончательно расставил все точки над «i». Однако вплоть до осени 2008 г. очень многие столь же свято верили в вечный рост недвижимости. И точно так же их никак не убеждали примеры США и Испании, где падение было в самом разгаре.

Сейчас ситуация поменялась. Оказалось, что высокая доходность всегда связана с риском. А значит, идея того, что 30-40% своих инвестиций стоит направит в низкодоходные, но высоконадежные инструменты (такие, как накопительное страхование, которое вдобавок обеспечивает и страховую защиту) – стала восприниматься совсем по-другому, подчеркивает эксперт.

Еще несколько лет назад Allianz упрекали в чрезмерном консерватизме, призывали брать пример с заокеанских коллег – где вовсю развивалось, например, страхование риска дефолта (CDS). А сейчас, когда с 2007 г. по 2008 г. Allianz взлетел с 19-го на 11-е место по капитализации среди крупнейших финансовых корпораций мира – его консерватизм выглядит совсем в другом свете. Потому как ко многим пришло понимание – мало заработать деньги. Их надо еще и сохранить. И такие инструменты, как накопительное и пенсионное страхование – одни из лучших для этого. Особенно если речь идет о компании, не только пережившей великую депрессию и две мировых войны, но и укрепившей свои позиции в нынешний кризис.
Личные деньги, 3 июня 2009 г.