Влияние нынешнего кризиса на бизнес страхования жизни в России оказалось разнонаправленным: как отрицательным, так и положительным. Во всяком случае, если говорить о компании Allianz РОСНО Жизнь. С одной стороны, порядка 15% клиентов из-за падания доходов либо уменьшили размер взноса по действующим полисам, либо вообще приостановили оплату, рассказывает руководитель отдела продаж СК "Allianz РОСНО Жизнь" Владимир Трухин.

Однако с другой стороны, кризис повлиял и положительно, рассуждает эксперт.
Во-первых, если до кризиса многие люди надеялись, что в случае каких-то форс-мажоров (например, инвалидности) им помогут друзья или родственники, то сейчас, увы, надеяться на это можно немногим – у большинства родственников и так не хватает денег, и помогать в существенном объеме и длительное время они вряд ли смогут. Поэтому наличие такой финансовой подушки, как страхование жизни, становится более актуальным.

Примеры соседних стран (например, Японии, чей фондовый индекс Nikkei 225 был в 2006 г. где-то вдвое ниже, чем в 1990 г.) не производили никакого впечатления – «то Япония, а у нас Россия!»
В принципе, уже в 2007 г. вера в фондовый рынок ослабла – люди на собственном опыте убедились, что он действительно может как быстро расти, так и быстро падать. А уж 2008-й окончательно расставил все точки над «i». Однако вплоть до осени 2008 г. очень многие столь же свято верили в вечный рост недвижимости. И точно так же их никак не убеждали примеры США и Испании, где падение было в самом разгаре.

Еще несколько лет назад Allianz упрекали в чрезмерном консерватизме, призывали брать пример с заокеанских коллег – где вовсю развивалось, например, страхование риска дефолта (CDS). А сейчас, когда с 2007 г. по 2008 г. Allianz взлетел с 19-го на 11-е место по капитализации среди крупнейших финансовых корпораций мира – его консерватизм выглядит совсем в другом свете. Потому как ко многим пришло понимание – мало заработать деньги. Их надо еще и сохранить. И такие инструменты, как накопительное и пенсионное страхование – одни из лучших для этого. Особенно если речь идет о компании, не только пережившей великую депрессию и две мировых войны, но и укрепившей свои позиции в нынешний кризис.
Личные деньги, 3 июня 2009 г.