Как стало известно в конце сентября 2009 г. голландская группа ING сворачивает деятельность своей дочерней компании в России по страхованию жизни — «ИНГ лайф». Компания «ИНГ лайф» закрыла агентства в Тюмени, Екатеринбурге, Уфе, Перми, Казани, Волгограде, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Петербурге, Нижнем Новгороде и Самаре, почти все из которых были открыты в этом же году. Построение серьезной агентской сети продаж оказалось более сложным процессом, чем ожидала компания. Компания успела нанять 300 агентов и 85 штатных сотрудников. Планировалось, что к концу года сеть «ING страхование жизни» будет состоять из 800 собственных агентов. Это была «первая улетевшая ласточка». В октябре улетела «Вторая ласточка» - бельгийская группа Fortis (российская «дочка» ООО " Фортис Жизнь Страхование").
Почему так происходит? Ведь компания с участием иностранного капитала АЛИКО не только не уходит с нашего страхового рынка, но и имеет лучшие показатели среди всех СК страхования жизни в России. Ответ простой: «кто не успел – тот проиграл».
Читайте статьи.
Fortis разочаровалась в российском страховании
Бельгийская страховая группа Fortis заявила, что уходит из России.
"Проанализировав страховой бизнес Fortis в России, менеджмент пришел к выводу, что в разумный период времени не сможет добиться необходимых показателей", — говорится в официальном сообщении страховщика. Fortis вышла на российский рынок в 2006 году, создав с нуля ООО " Фортис Жизнь Страхование". Уставный капитал компании составляет минимальные для этого вида бизнеса 60 млн рублей. Она занимает 47-е место по страхованию жизни, по данным Росстрахнадзора за первые шесть месяцев этого года. Напомним, что в прошлом году бывший банковско-страховой гигант Fortis NV был из-за огромных долгов был распродан по частям. Представители группы заявили, что собираются сфокусироваться только на страховании и только в наиболее интересных регионах.
Газета, 29 октября 2009 г.
Невыгодно страховать
Fortis прекращает операции по страхованию в России, говорится в сообщении группы.
«Руководство Fortis решило прекратить работу страхового подразделения в России, так как в обозримом будущем его деятельность не сможет отвечать критериям, которые компания установила в обнародованном недавно плане стратегического развития, — отмечается в пресс-релизе. — Среди таких критериев — у бизнеса должны быть перспективы достигнуть существенного размера, он должен вносить существенный вклад в чистую прибыль и иметь потенциал приносить доход, превышающий стоимость основного капитала».
В Россию Fortis пришла в 2007 г., начав операции с нуля. Две «дочки» группы — «Фортис» и «Фортис жизнь страхование» — в первом полугодии 2009 г. продали страховок на 118 000 и 9,6 млн руб. соответственно.
Действующие договоры с клиентами будут разорваны, сказала представитель Fortis Кэтлин Стил, поскольку переговоры о передаче портфелей другим страховщикам занимают много времени. Сколько денег Fortis потратила на российский бизнес — Стил не раскрывает.
В первом полугодии премии Fortis по общему страхованию и страхованию жизни составили 4,4 млрд евро. Более половины выручки группы приходится на Бельгию, остальное — на Великобританию, континентальную Европу и Азию.
Месяц назад о прекращении бизнеса в России заявила «дочка» ING, компания «ING страхование жизни», потратившая на развитие около 50 млн евро.
Алексей РОЖКОВ, Михаил ОВЕРЧЕНКО Ведомости, 29 октября 2009 г
Глава ФССН ждет прихода новых иностранных страховщиков в Россию взамен уходящих
Отток иностранных страховщиков с российского рынка может компенсироваться приходом новых игроков. Такое мнение высказал агентству "Интерфакс-АФИ" глава Федеральной службы страхового надзора (ФССН) Александр Коваль, комментируя заявление группы Fortis об уходе с российского рынка.
"Это вторая компания с иностранным участием, которая приняла такое решение в отношении присутствия на российском рынке", - сказал он. Точно также поступила группа ING, которая сворачивает свои страховые операции, напомнил А.Коваль.
"Я полагаю, оно разумно для страховщика жизни, который понимает, что организация бизнеса на локальном рынке требует серьезных инвестиций, особенно на первоначальном этапе. Если этот этап совпадает с кризисом и компания стремится резко минимизировать расходы, а ее руководство понимает, что отдачи от операций в ближайшие 5 лет не будет, страховщик может предпочесть за лучшее уйти с конкретного рынка, ограничив свою страновую экспансию", - пояснил А.Коваль.
"Однако не все иностранные компании придерживаются подобной политики", - подчеркнул глава ФССН.
"Так, недавно на конференции в Цюрихе мне довелось беседовать с представителями страхового сообщества из Швейцарии и Германии, которые интересовались условиями и перспективами выхода на российский страховой рынок. Все зависит от стратегии группы: одни убеждены, что кризис следует переждать, ограничивая активность, другие - что это хорошее время для покупки бизнеса", - сказал А.Коваль.
Как сообщалось ранее, бельгийская страховая группа Fortis заявила об уходе с российского рынка.
"Проанализировав страховой бизнес Fortis в России, менеджмент пришел к выводу, что в разумный период времени не сможет добиться необходимых показателей (объем бизнеса, вклад в общий финансовый результат группы, возможность получать возврат на инвестиции, превышающий стоимость капитала - ИФ)", - говорится в заявлении Fortis.
Fortis вышла на российский рынок страхования жизни в 2006 году, создав дочернюю компанию с нуля. Уставный капитал ООО "Фортис жизнь страхование", по данным базы "СПАРК", составляет 60 млн рублей.
Чистая прибыль группы Fortis от страховых операций в первом полугодии 2008 года снизилась до 228 млн евро с 319 млн евро.
Финмаркет, 29 октября 2009 г.
Кто опоздал — тот проиграл
В кризис страхование жизни оказалось совсем нерентабельным бизнесом. В этом отчасти заслуга и законодателей, ограничивших доходность инвестиций страховых поступлений и не защитивших страхователей от мошенничества страховщиков.
Что делать застрахованным?
Российская «дочка» бельгийской группы Fortis, чье название происходит от латинского «сильный», не оправдала надежд клиентов на долгосрочное страхование жизни. Вчера сотрудники компании узнали, что Fortis сворачивает свой бизнес в России. Части сотрудников предложено покинуть компанию уже с ноября, кто-то будет работать до декабря, а для кого-то остается работа еще на полгода вперед. При этом Fortis решила не передавать свой портфель другому страховщику. Как сообщила СМИ представитель Fortis Кэтлин Стил, поскольку переговоры о передаче портфелей другим страховщикам занимают много времени, действующие договоры с клиентами будут разорваны. При этом она не уточнила, по каким правилам. Стандартные условия договора обычно подразумевают, что в случае расторжения договора в первые годы его действия клиент не получает либо никакой выкупной суммы, либо она значительно меньше суммы внесенных взносов. По неофициальным данным (клиентам пока информация не отправлялась), условия расторжения будут предложены нестандартные: страхователям вернут всю сумму уплаченных взносов с учетом гарантированной доходности (в среднем около 2,5%). Об инвестиционной доходности речи не идет.
Fortis — не первая компания, занимающаяся страхованием жизни, которая уходит с российского рынка. 17 сентября о прекращении продажи страховых полисов объявила и «ING страхование жизни». Однако клиентам ING повезло больше: портфель этой компании переходит в «Allianz РОСНО жизнь» на весьма лояльных условиях. «Клиентов ING мы продолжим вести ровно на тех же условиях, которые были у них ранее», — заверил Максим Чернин, генеральный директор «Allianz РОСНО жизнь». «При этом дополнительный доход по накопительным программам до 2009 года включительно будет начисляться компанией ING, — уточнил Алексей Руденко, заместитель гендиректора “Allianz РОСНО жизнь”. — С 2010 года, когда резервы и активы будут переданы в нашу компанию, инвестиционный доход таким договорам будет начисляться уже нами. Условия его начисления у нас очень близкие, а доходность по прошлому году у нас была выше — 7,5%». Окончательное решение остается за клиентами, поскольку договор может передаваться только с получением на то личного согласия каждого. «Ключевой момент в передаче портфеля на сегодняшний день — это согласие клиента, — комментирует Максим Чернин. — Поэтому мы постараемся сделать все от нас зависящее, чтобы заинтересовать этих клиентов, причем не только в страховании жизни. Например, РОСНО разработало специальное предложение для клиентов ING по классическим видам страхования». В компании надеются, что клиенты не пойдут на поводу у части агентов, которые в личных интересах могут постараться убедить кого-то из них пойти на расторжение накопительного договора, поскольку это страхователю финансово невыгодно, особенно в первые годы его действия.
Причины неуспеха
Итак, не выдержали испытания кризисом в России в первую очередь иностранные страховщики, специализирующиеся на страховании жизни и вышедшие на рынок в последние три года. Правда, к чести иностранцев стоит заметить, что они не рискнули уйти «по-английски», как это принято в последние годы у десятков обанкротившихся средне-мелких российских универсальных компаний, не утруждающих себя выполнением взятых на себя ранее обязательств.
Причин неуспеха иностранцев в России две. Во-первых, слишком большая честность. В отличие от многих российских конкурентов они не оптимизировали свои расходы и не уходили от налогов. «Бельгийская компания не могла позволить себе следовать некоторым схемам страхования, которыми активно пользуются российские компании», — тактично отметила в интервью «Эксперту Online» главный аналитик «Интерфакс-ЦЭА» Анжела Долгополова. Во-вторых, и без того слабо развивающийся рынок страхования жизни в кризис серьезно просел. До кризиса страховщики питали иллюзии, что рост экономики подстегнет и этот сектор. «Страхование жизни в России и до кризиса не было достаточно развито (занимало около 6% всего страхового рынка). Бурное развитие автострахования и ипотечного страхования поддерживали сектор в тонусе. Обрушение же этих двух секторов в период кризиса привело к значительному сокращению и кредитования жизни, сектор серьезно провис. У Fortis не было шансов противостоять рыночным тенденциям и, видимо, не было возможности ждать улучшения ситуации», — объясняет Долгополова.
Почему же в России «не пошло» страхование жизни? Когда начал развиваться современный рынок страхования, основную роль на нем стали играть рисковые виды страхования, например автокаско, страхование недвижимости за городом. «До страхования жизни наш рынок еще не дорос. Граждане не привыкли к подобным долгосрочным вложениям (5–10–15 лет) и не верят в то, что страховая компания будет долго существовать, вкладывать их средства. Люди не чувствуют уверенности в завтрашнем дне».
В то же время и законодатели не оставили страховщикам жизни шансов на успех, ограничив возможности инвестирования взносов. «Прибыль в накопительном страховании жизни от 3 до 5% годовых. Естественно, людям интереснее вложить свободные деньги в ПИФы, чем в этот инструмент», — говорит Михаил Кухтарь, руководитель проекта «Финам-страхование». В то же время в Восточной Европе рост страхования жизни был связан с возможностью покупки объединенного продукта — страховки с паем ПИФа, отмечает эксперт. Ну и, конечно же, у потенциальных клиентов страховщиков не вызывает доверия и полная законодательная незащищенность. «Компания может уйти с рынка вместе с деньгами клиента и не нести никакой ответственности за это», — говорит Кухтарь.
Ирина ГАХОВА, корреспондент «D`», Ольга ШАМИНА, автор «Эксперт Online»,Екатерина ШОХИНА, обозреватель «Эксперт Online»
Эксперт Online, 29 октября 2009 г.
Статьи по теме