После аварии с «Невским экспрессом» Владимир Авденин в своём блоге напомнил читателям о необходимости страхования жизни. За что получил нелицеприятные комментарии. Дескать, воспользовался случаем, неприлично, нехорошо. Но в том то и есть тяжелая доля страховщика раскрыть глаза на то, о чём думать не хочется. Конечно, тому кто погиб, страховка не поможет. Но каждый цивилизованный человек должен подумать о тяжелом финансовом положении своих близких, супруге, детях, престарелых родителях, потерявших кормильца.
А если единственный в семье источник дохода получил инвалидность? Тяжелое бремя для близких.
Но если при аварии поезда есть крайний – страховая компания ЖАСО, которая обязана выплатить некую мизерную сумму, то кто выплатит семьям погибших в «Хромой лошади»? У меня нет данных, сколько человек из пострадавших в Перми, имели страховой полис «Жизнь и здоровье». Наверняка мало, или таковых вовсе не было. Ведь по статистике в России только 2% имеют такую страховку. И вряд ли они ходят по кабакам.
Предлагаю вашему вниманию выдержки из статей на тему страхования на транспорте.
Цена жертвы
Страховая компания ЖАСО, начавшая в понедельник прием заявлений от пострадавших и семей жертв аварии, в обязательном порядке выплатит семьям погибших лишь по 12 тыс. рублей. Эта выплата формируется за счет 2,3 рублей страхового взноса, входящего в стоимость каждого железнодорожного билета. Больше от страховщиков получат родственники тех пассажиров «Невского экспресса», которые подумали заранее и застраховали себя добровольно дополнительно. Как рассказала «Газете.Ru» начальник отдела урегулирования убытков по личному страхованию ЖАСО Лариса Волжанова, здесь речь идет о полисах номиналом 50 рублей. По такому полису страховая сумма родственникам погибших составляет 500 тыс. рублей.
По словам Волжаковой, пока заявлений на получение страховок в компанию не поступало. "Сейчас люди только звонят, узнают подробности процедуры получения данных средств", - рассказала она. Волжкова отметила, что максимальная сумма выплат семьям погибших по полису обязательного страхования составляет 12 тыс. рублей. По полису добровольного страхования, которые, по данным собеседника агентства, приобрели 24 пассажира "Невского экспресса", страховая сумма составляет 250 тысяч рублей.
"Для получения страховки родственникам погибшего необходимо представить свидетельство о смерти, а также право на наследство", - заявила Волжакова, подчеркнув, что обратиться граждане могут в отделения ЖАСО любых регионов России. "Безусловно, выплаты могут начаться до конца текущего года", - добавила она. Расчет страховых выплат по полису обязательного страхования для пострадавших в трагедии граждан будет зависеть от диагноза, который поставят медики.
По дополнительному полису страхования компания произведет выплаты в размере 0,3% от страховой суммы за каждый день непрерывного лечения, начиная с первого дня (за травмы лица, шеи, ушных раковин по 0,5%), при установлении инвалидности - от 35% до 100% и оплатит стоимость расходов на оказание медицинской помощи до 50 тыс. руб.
Государство направит из Резервного фонда на выплаты семьям погибших в «Невском экспрессе» по 300 тыс. рублей, получившим травмы средней тяжести — по 100 тыс. рублей, легко травмированным — по 50 тыс. рублей. «Эти же суммы регионы выплатят из своих бюджетов», – сообщил в понедельник первый вице-премьер Виктор Зубков на встрече с премьер-министром Владимиром Путиным. Но это жест доброй воли государства, к системе страхования не имеющий никакого отношения. Более того, по данным опроса центра стратегических исследований «Росгосстраха», средний россиянин считает справедливым размер возмещения стоимости жизни в 4,1 млн рублей, в развитых западных жизнь оценивают более чем в $1 млн.
В России до последнего времени стандартная выплата семьям погибших составляла 100 тыс. рублей – столько заплатили и после теракта в «Норд-Осте», и после подрыва электрички в Ессентуках в декабре 2003 года, и после взрыва в московском метро в феврале 2004 года. Раненым тогда заплатили по 15–50 тыс. рублей. Несколько больше составили компенсации жертвам взрыва автобуса в Тольятти в октябре 2007 года: семьи погибших получили по 300 тыс. рублей, раненые – по 100–200 тыс. Впрочем, семьи погибших при взрыве домов в Москве в сентябре 1999 года получили и вовсе лишь по 5 тыс. рублей.
В ЖАСО стрелки переводят на указ президента №750 от 1992 года. В соответствии с ним родственники умерших получат выплаты, соответствующие 120 минимальным размерам оплаты труда (МРОТ) для штрафов. За все это время, несмотря на инфляцию, МРОТ для штрафов не менялся и составлял 100 рублей. «Поверьте, нам не очень удобно объяснять потерпевшим, почему у нас такая маленькая выплата по страховке, – говорит Лариса Волжанова из ЖАСО. – Но мы не можем ничего сделать, у нас есть указ президента. Мы работаем только по нему». Как рассказал «Газете.Ru» бывший сотрудник ЖАСО, «в компании и раньше понимали, что выплаты неадекватно малы, но железнодорожный транспорт всегда считался самым безопасным, катастрофы здесь редки, «железка» – все-таки не авиация».
В том, что существующая система страхования на железнодорожном транспорте неполноценна, основная вина лежит не на ЖАСО, а на РЖД и самом государстве, говорят эксперты. Во всем мире ответственность по страховым выплатам на транспорте несут не только страховые компании, но и сами транспортники. В России по таким правилам работает только авиация: закон приняли в прошлом году в связи с участившимися катастрофами. Теперь авиакомпании обязаны обеспечить страховые выплаты в размере не меньше, чем 2 млн рублей на человека.
По материалам публикаций:
Regnum, 30 ноября 2009
Андрей КОВАЛЕВСКИЙ, Глеб КЛИМЕНТЬЕВ Газета.Ru, 1 декабря 2009 г.
Александр КОЛЕСНИЧЕНКО Новые Известия, 1 декабря 2009 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий