суббота, 10 апреля 2010 г.

Cтрахуемся от теракта?

От чего страхуемся?


Пока гром не грянет - мужик не перекрестится. Именно такой поговоркой можно с сожалением охарактеризовать все происходящее после терактов в Москве. Сразу после трагических событий президент подписал указ о создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте. И наказал подготовить все в четырехмесячный срок. Вот и засуетились чиновники. Вспомнили в очередной раз о страховании на общественном транспорте. Даже назвали сумму выплаты в 2 млн рублей. А вместе с тем, как выясняется, риски по терроризму в новый законопроект не включены.

Основными исполнителями поручений президента стало Министерство транспорта, МЧС и спецслужбы. Пока чуть ли не ежедневно докладывается о финансировании задания главы государства, о ходе выполнения и сроках. Минфин уже готовится вносить изменения в бюджет 2010 года. Минтранс сообщает о проверках уязвимости транспортных объектов и настаивает на скорейшем внедрении обязательного страхования на транспорте. МЧС внедряет систему оповещения об опасности на транспорте. Но все это на деле очень относительно. Зато на показ.

Так сегодня министр транспорта и связи Игорь Левитин заявил, что страховые выплаты в случае гибели пассажира в любом общественном транспорте должны составлять 2 млн рублей. "Мы внесли в правительство РФ проект федерального закона о страховых выплатах в случае гибели людей в общественном транспорте. Независимо от вида транспорта страховая сумма должна составлять 2 млн рублей за гибель каждого человека. И я думаю, Госдума нас в этом поддержит", - сказал он на совещании с представителями краевой администрации.

По словам министра, в случае принятия закона перевозчиков обяжут заключать договор страхования жизни пассажиров, и без такого документа водитель не сможет выходить в рейс. "Ни одна страховая компания не выступит гарантом безопасности перевозчика, который нигде не зарегистрирован, не платит налогов и так далее", - отметил И.Левитин. Эта мера помимо усиления безопасности на транспорте позволит устранить с рынка нелегальных перевозчиков.

Кроме того, министр транспорта и связи обратил внимание на то, что региональные власти должны определить места посадки пассажиров в общественный транспорт. В большей степени мера касается остановок междугородних автобусов. "Места посадки должны быть оборудованы, а также оснащены средствами защиты", - подчеркнул И.Левитин.

А вместе с тем, эксперты, знакомые с новым законопроектом о страховании на транспорте удивлены тем, что риски терроризма в него не включены. Это означает, что ни один из последних взрывов на транспорте не признавался бы страховым случаем, если бы закон действовал. Можно ли говорить в этом случае о полной страховой защите пассажиров на транспорте?

Как отметил руководитель Федеральной службы страхового надзора (ФССН) РФ Александр Коваль, стандартная практика страхования во всем мире относит риски терроризма к исключениям из правил. Он добавил, что и "Гражданский кодекс РФ не предусматривает возможности страхования противоправных действий третьих лиц". Это положение дает основания страховщикам ставить вопрос об исключении таких рисков из стандартного покрытия.

Как сообщила агентству "Интерфакс" заместитель руководителя департамента финансовой политики Минфина РФ Вера Балакирева, "при обсуждении законопроекта об обязательном страховании ответственности перевозчиков на всех видах транспорта специалисты пришли к тому, что перевозчик должен иметь возможность застраховать этот риск дополнительно в добровольном порядке".

"С одной стороны, возможность докупить защиту по обязательному полису - шаг вперед, поскольку до сих пор страхование рисков терроризма допускалось только в качестве дополнительного соглашения к полису имущественного страхования, - считает главный эксперт "Интерфакс" Анжела Долгополова. - От рисков терроризма защищалась недвижимость, оборудование, другие предметы, но не живые люди. Сам себя человек мог от таких рисков защитить дополнительно по полису страхования от несчастного случая, если тот включал такую специфическую опцию".

С другой стороны, опыт России показывает, что предприятия редко бывают готовы добровольно, из соображений здравого смысла увеличить размер страхового взноса по полису, отметила аналитик.

В любом случае политика государства в области компенсаций пострадавшим, выплачиваются они из бюджета или из страховых резервов, должна придерживаться единых стандартов при возмещении вреда, убеждена А.Долгополова. Так, законопроект Минтранса РФ берет под особую защиту пассажира. Лимит ответственности за вред жизни и здоровью по документу составляет 2 млн рублей, в то время как в законе об ОСАГО этот риск в настоящее время оценен в 160 тыс. рублей для водителя и пассажира без различений.

Если бы риск терроризма покрывался по обязательному законопроекту о страховании пассажиров, помощь пострадавшим от терактов семьям могла бы оказываться в большем размере, считает А.Долгополова.

"Однако, судя по реакции предприятий-перевозчиков на эскизы расчетов по тарифам в обязательном страховании ответственности, даже лишний процент платежной нагрузки на базу доходов, полученных от перевозки, в виде страхового взноса кажется потенциальным страхователям недопустимым. Удорожание полиса из-за введения риска терроризма в состав покрываемых усилит оппозицию перевозчиков по отношению к законопроекту. Они видят в нем излишний налог", - сказала аналитик "Интерфакс".

Как отметил вице-президент "Росгосстраха" Игорь Жук, просчитать стоимость риска терроризма очень трудно. "Как правило, в таких расчетах математики опираются на статистику. Ее нет, и не хотелось бы, чтобы таковая вообще появлялась", - сказал он.

Пока же до введения подобного закона, правительство выплачивает пострадавшим компенсацию в порядке помощи. Причем как показали последние трагические события, материальную помощь оказывает правительства разных уровней, а в случае с "Невским экспрессом" еще и непосредственный участник - РЖД. А вот если бы люди ограничились бы страхованием, вполне возможно деньги пришли бы только после сбора всех документов по полису. Так что первой в любом случае приходит помощь государства. И лучше бы приходила она в менее трагических ситуациях.

Напомним, семьям погибших при теракте 29 марта выделяется из резервного фонда 300 тыс. рублей и 18 тыс. рублей на похороны. Лицам, получившим тяжелую и среднюю степень повреждения, будет выделено 100 тыс. рублей, легкую - 50 тыс. рублей.

Семьи погибших в результате теракта с подрывом "Невского экспресса" получали по 1,1 млн рублей: по 300 тыс. рублей из федерального бюджета, еще столько же регионы выделяли им из своих бюджетов и по 500 тыс. рублей выплачивало ОАО "РЖД". Пострадавшим "РЖД" выплачивало по 200 тыс. рублей.
Личные деньги, 8 апреля 2010 г.

Комментариев нет: