Кризис для большинства россиян стал ушатом холодной воды в знойный июльский вечер.
Кто-то после этой процедуры заболел воспалением легких, ну а кто-то стал регулярно по утрам обливаться холодной водой. Главное, чтобы рядовой потребитель, сняв розовые очки докризисного нефтяного благополучия, не разочаровался в жизни, а начал прокладывать свой путь в новых экономических реалиях.
Экономическая нестабильность — мечта комбинаторов и мошенников на доверии в любой стране. В начале 90-х низкая финансовая грамотность населения, неуверенность в завтрашнем дне и судьбе собственных сбережений позволили развернуться в стране нескольким десяткам финансовых пирамид. Казалось бы, с тех пор многое изменилось. Но несмотря на то, что сегодня потребителям доступен широкий спектр качественных финансовых, в том числе страховых, услуг, граждане продолжают верить в волшебное «Поле чудес», где депозиты приносят 20% годовых, а полис ОСАГО можно купить со скидкой в 40%.
За последние 20 лет сумма ущерба, причиненного мошенниками, оценивается в России примерно в 2 млрд руб., или $700 млн. В январе — октябре 2009 г., по информации ФСФР, была пресечена деятельность более 14 финансовых пирамид, а 2008 г. — 28. Дело Сергея Мавроди живет, несмотря на многочисленные статьи и сюжеты, возбужденные уголовные дела и митинги обманутых вкладчиков.
Страховой бизнес, увы, не является исключением, здесь тоже пока есть место для махинаторов и схемотехников, что, безусловно, подрывает доверие потребителей ко всей отрасли в целом.
Как же простому потребителю выявить мошенника? Если со стоимостью стандартного страхового полиса все понятно — скидка в 30-40% от среднерыночного тарифа должна как минимум насторожить покупателя, то с более сложными финансовыми продуктами — типа накопительного страхования жизни — все обстоит гораздо сложнее. Пишу о наболевшей лично для меня теме — покупая полис НСЖ, клиент доверяет страховщику свои средства на длительный срок, а достоверно сказать, будет ли компания платежеспособной через 5-10 лет, сейчас практически невозможно. Естественно, предпочтение следует отдавать проверенным брендам, работающим на рынке как минимум последние 10 лет. А если хоть немного понимаешь в финансах, почитать публикующуюся на сайтах бухгалтерскую отчетность и понять картину в общем несложно.
Наверное, страх в очередной раз столкнуться с аферой и потерять деньги должен был бы оттолкнуть россиян от накопительного страхования… Отнюдь — крупнейшие страховые компании за прошлый год собрали по страхованию жизни в среднем на 23-25% больше 2008 г., то есть с мотивацией клиентов все в порядке: ждать результатов пенсионной реформы в стране готовы все меньше — нужно рассчитывать на себя. С другой стороны, кризис многому научил потребителя: по данным Национального агентства финансовых исследований, если в июне 2008 г. 40% респондентов никогда не сравнивали условия услуги в нескольких компаниях перед ее приобретением, то в феврале 2010 г. таковых оказалось всего 16%. То есть мы активно учимся на своих ошибках!
Подводя краткий вывод своих размышлений, хочу отметить, что сложные финансовые продукты, к которым я отношу и накопительное страхование, сегодня актуальны для рынка. Но сделать эти продукты понятными и доступными можно лишь действуя сообща с потребителем — мы должны стимулировать интерес населения к сложным инструментам, вести борьбу с финансовой безграмотностью, ну а россияне должны осознать, что, лежа на диване со сберкнижкой под подушкой, на достойную пенсию вряд ли можно рассчитывать.
Владимир СОРОКИН, генеральный директор «Альфастрахование-Жизнь» Ведомости онлайн Ведомости, 12 апреля 2010 г.