среда, 3 декабря 2008 г.

AIG: Угроза для жизни

На что надеются в «АИГ Лайф»
Быстрое развитие компании «АИГ Лайф» может застопориться из-за неприятностей, постигших международную группу AIG, и возникшей поэтому угрозы смены собственников. В самой компании сохраняют оптимизм и заявляют, что кризис несет новые возможности для страховщиков жизни. Однако эксперты сомневаются, будет ли происходить замена банковских и инвестиционных продуктов страховыми.

Вплоть до недавнего времени компания «АИГ Лайф», российская «дочка» одного из крупнейших страховщиков мира American International Group, Inc. (AIG), была наиболее быстро развивающимся проектом на российском рынке страхования жизни. Сейчас «АИГ Лайф», по данным «РБК.Рейтинг», занимает лидирующее место в рейтинге крупнейших страховщиков жизни, в то время, как в начале года его опережали основные конкуренты – «СОГАЗ-жизнь» и «Русский стандарт страхование». Каждый страховщик занимает на рынке долю порядка 20%. По словам президента «АИГ Лайф» Александра Зарецкого, средние темпы роста бизнеса компании за последние три года составляли более 30% в год. Однако период бурного роста сейчас может смениться тяжелыми временами.
Рост бизнеса «АИГ Лайф» происходил в первую очередь за счет инвестиций основного акционера. А значит, нынешнее уверенное лидерство российского страховщика может пострадать из-за катастрофического финансового состояния материнской компании.
Жертва кризиса
В первой декаде ноября AIG сообщила об очередном квартальном убытке: компания потеряла $24,47 млрд. С учетом убытков за IV квартал прошлого года в $5,3 млрд, общий размер потерь AIG с начала кризиса достиг почти $43 млрд. В середине сентября правительство США предоставило AIG кредит на $85 млрд в обмен на 79,9% акций, затем сумма увеличилась до $122,5 млрд. Но на прошлой неделе генеральный директор AIG Эдвард Лидди заявил, что $81 млрд государственных средств уже потрачен, и нужна дополнительная помощь. После этого объем выделяемых средств был увеличен до $152,5 млрд.
Деньги предназначаются в том числе и на выкуп у компании проблемных активов. Еще в октябре Эдвард Лидди заявлял, что для сохранения бизнеса в Америке AIG намерена продать подразделения в Европе и Азии, в частности, American Life Insurance Company (ALICO), которая является акционером «АИГ Лайф», а значит, и саму «АИГ Лайф». Распродажа, как рассчитывали в AIG, должна была покрыть госдолги, но кризис спутал карты, не позволив продать активы дорого.
Эксперты оценивали «АИГ Лайф» в сумму около $100 млн, а среди покупателей называли кого-либо из европейских страховщиков или российских компаний, недавно заявлявших о намерении заняться страхованием жизни, например, такую как «Тройка Диалог».
Как могут повлиять на деятельность страховщика проблемы, возникшие у зарубежной материнской компании? Все зависит от стадии развития бизнеса и политики по размещению резервов. Если бизнес находится на начальной стадии развития, и следовательно, зависим от финансирования материнской компании, то при проблемах у последней локальный страховщик может свернуть свои операции до лучших времен. Самоокупаемый бизнес продолжит операции. Что касается резервов, то при их самостоятельном размещении на российском рынке иностранная «дочка» будет испытывать проблемы, аналогичные тем, что и у российских страховщиков, ничего специфически «иностранного» с ней происходить не будет. «Ряд иностранных компаний, чьи головные структуры имеют сложности с неудачным инвестированием в американские бумаги, вероятно, будет продан, так как страховой бизнес в третьих странах, в том числе России, имеет для них второстепенное значение», – уверен Александр Рыбаков («ЭРГО Жизнь»). С другой стороны, как и в банковском секторе, дочерние страховые компании могли бы помочь материнским.
Если законодательство позволит, страховые резервы «АИГ Лайф» могут быть переведены головной компании, не исключает начальник аналитического управления ФК «Открытие» Халиль Шехмаметьев.
Проблема-2009
Наряду с проблемами материнской компании на бизнес страховщика может повлиять и общее состояние рынка. Правда, пока кризис отчетливо еще не сказался на статистических показателях сектора, к тому же темпы роста сегмента страхования жизни вообще отличаются крайней волатильностью. По последним данным Федеральной службы страхового надзора (ФССН), в III квартале 2008 года сбор премии по этому виду страхования вырос на 8% (до 13,9 млрд рублей) по сравнению со II кварталом. В прошлом году за этот же период премия по страхованию жизни, напротив, сократилась на 42%. В самой «АИГ Лайф» темпы роста в этом году снизились с 30 до 22%, но в абсолютном выражении обороты растут. Участники страхового рынка настроены позитивно: 2008 год даст рост 20%, полагает заместитель генерального директора по корпоративным продажам СК «ЭРГО Жизнь» Александр Рыбаков. С такими оценками согласен и генеральный директор страховой компании «Росгосстрах-Жизнь». Правда, по результатам года, изменения в показателях компании будут еще не так заметны, так как во многом позиции определяются успехами первых трех кварталов. «Если мы отбросим возможные слияния, то не думаю, что за счет органического роста возможны серьезные изменения в рейтингах крупнейших компаний», – полагает начальник аналитического управления ФК «Открытие» Халиль Шехмаметьев.
Кризис начал влиять на страховщиков только в IV квартале, поэтому в официальном рейтинге это явно проявится в I квартале 2009 года. По мнению экспертов, основных неприятностей следует ждать не в нынешнем, а в следующем году. «Следующий год очень тяжело прогнозировать. Очень вероятно сжатие рынка, позитивным исходом будет сохранение объемов этого года. Но внутри рынка у разных игроков будет очень разная динамика», – считает генеральный директор страховой компании «Росгосстрах-Жизнь» Александр Торбахов. По мнению Александра Торбахова, перестановки в рейтинге будут происходить по простому принципу. Сильнее всего пострадают компании, которые больше всего зависят от кредитного страхования. Затем негатив почувствуют компании, у которых был рыночный (не кэптивный) портфель в корпоративном сегменте. В последнюю очередь будут страдать компании в розничном сегменте. Доли же «схемных» игроков и кэптивных страховщиков зависят от факторов, далеких от материй рынка страхования жизни, поэтому загадывать их поведение – совсем неблагодарное занятие. Скорее всего, они будут «тихой гаванью» спокойствия и благополучия.
Экспансия отменяется
Несмотря на все перипетии с материнской компанией и возможность смены акционера, руководство АИГ рассчитывает на рост бизнеса за текущий год на 25% и сохранение нынешней доли рынка. Как с гордостью заявляет Александр Зарецкий, АИГ придерживается самой консервативной политики. «Ни одного рубля не было проинвестировано на рынок акций», – сказал он.
В АИГ рассчитывают на сохранение позиций даже в условиях кризиса. «Каждый видит в финансовом кризисе то, что хочет. Я вижу много возможностей», – делится Зарецкий. По его мнению, в период кризисов потребность в страховании серьезно возрастает. «Если сегодня какая-то семья испытывает острую потребность в финансовой помощи из-за ожидающего ее радостного или грустного события – поступления в вуз, свадьбы детей, выхода на пенсию, тяжелой болезни или несчастного случая, то кто способен реально им помочь? Раньше это могли быть друзья, работодатель, в конце концов, можно было взять кредит в банке. Сегодня, в условиях кризиса, такая поддержка станет недоступна», – говорит глава «АИГ Лайф». Кроме того, в последние три-четыре года большинство граждан было увлечено либо извлечением сверхприбылей на рынках акций и недвижимости, либо активным потреблением всего и вся, залезая глубоко в долговую яму потребкредитов. Руководство «АИГ Лайф» исходит из концепции, что в условиях кризиса будет происходить замещение банковских и других финансовых продуктов продуктами страховыми.
Данную концепцию разделяют далеко не все. Конкуренты считают, что даже некий перелом в сознании потенциальных клиентов, вызванный кризисом, не сможет существенно изменить картины рынка. Аналитики сомневаются, что граждане начнут использовать страхование жизни как альтернативную инвестиционную деятельность, которая сможет максимально ускорить рост этой услуги. Каждый из финансовых продуктов нацелен на определенные потребности клиента: банки используются для получения кредитов и временного хранения денег, инвесткомпании помогают приумножать капитал, а страховые программы позволяют формировать «финансовую подушку безопасности».
Как указывает Халиль Шехмаметьев, существуют и другие немаловажные причины, по которым страхование не сможет полноценно заменить иные инвестиционные инструменты – страховой бизнес менее прозрачен, менее раскручен, часто не имеет фиксированной доходности. Положение не спасут даже новые виды страховых продуктов: ведь в условиях кризиса больше выигрывают консерваторы, чем новаторы. Единственное, чего не стоит опасаться страховщикам жизни, работающим на российском рынке, так это прихода новых конкурентов в лице иностранцев. Несмотря на снижение потребления в Европе и Америке, наступления иностранцев в данной сфере бизнеса не будет. Сегодня над всеми рынками без исключения висят неопределенность и порождаемые ею страх и нежелание даже минимально рисковать. В ближайший год о таких словах, как «экспансия», в исполнении западных страховщиков можно будет забыть.
Марина ГРАДОВА Компания, 1 декабря 2008 г.

Комментариев нет: