Международный финансовый кризис отложил на 2-3 года рождение рынка страхования жизни в России. Такой вывод делается в исследовании аудиторской компании "Мариллион".
"Начиная со второй половины 2008 года те небольшие ростки классического страхования жизни, которые успели сформироваться за полтора-два успешных года, сокращаются с нарастающим темпом", - отмечают авторы исследования.
Сокрушительный удар по рынку, по их мнению, нанесло иссякание банковского канала. Развитие страхования жизни через канал банковского страхования сократилось, по оценкам аналитиков, на 30-50%, и это еще не окончательное падение.
"Начиная со второй половины 2008 года те небольшие ростки классического страхования жизни, которые успели сформироваться за полтора-два успешных года, сокращаются с нарастающим темпом", - отмечают авторы исследования.
Сокрушительный удар по рынку, по их мнению, нанесло иссякание банковского канала. Развитие страхования жизни через канал банковского страхования сократилось, по оценкам аналитиков, на 30-50%, и это еще не окончательное падение.
"Сектор ипотеки почти умер, еще не родившись. Накопительное страхование, напрямую зависящее как от уровня доходов населения, так и от доходности инструментов фондового рынка, потеряло свою актуальность и привлекательность. В таких условиях наметившееся развитие рынка страхования жизни, по нашим оценкам, откладывается как минимум на 2-3 года. В то же время, если говорить о номинальных показателях премий по страхованию жизни, то вполне возможен их формальный рост в результате неклассических страховых операций, которые традиционно пользуются спросом в условиях кризисов", - прогнозируют эксперты.
В 2007 году объем собранных страховых премий по страхованию жизни составил 22,7 млрд рублей, что на 42% больше аналогичного показателя 2006 года. Такая динамика обусловлена особенностями отражения в бухгалтерском учете передачи страхового портфеля. Если скорректировать годовую собранную страховую премию на объем переданных страховых портфелей, то, по оценке "Мариллиона", объем премий составит только 18,6 млрд рублей, что на 16% больше показателя предыдущего года.
"В 2008 году российский рынок страхования жизни начал за здравие, но итоги третьего квартала обнаружили стремительно нарастающие к концу года негативные тенденции", - подчеркивают аналитики.
Доля рынка страхования жизни по итогам 9 месяцев 2008 года составила 3,2%, или 13,9 млрд рублей. На протяжении последних трех лет доля рынка страхования жизни снижалась с 5,2% в 2005 году до 2,9% в 2007 году.
Сектор страхования жизни обладает высокой концентрацией. Крупнейшие 20 компаний занимают порядка 88% страхового рынка по объему собираемой премии за 9 месяцев 2008 года. Другой отличительной чертой является тесное сотрудничество страховых компаний с финансовыми институтами, в частности, с банками, и с компаниями реального сектора экономики.
При том, что в последние годы было многое сделано для развития рынка страхования жизни, остались нерешенными многие ключевые позиции, необходимые для дальнейшего развития этого сектора. В частности, при существенной сложности продуктов по страхованию жизни налицо недостаток квалифицированных "продавцов" (агентов и брокеров); отсутствие валифицированных актуариев, специализирующихся на оценке адекватности формирования страховых резервов, оценке качества активов и их соответствия обязательствам страховщика; отсутствие необходимой степени прозрачности системы бухгалтерского учета в случае операций по продуктам с участием страхователя в инвестиционном доходе и по unit-linked продуктам; нормативные пробелы в отношении передачи страхового портфеля, отмечается в исследовании.
Между тем опрошенные агентством "Интерфакс-АФИ" участники страхового рынка, занимающиеся страхованием жизни, более оптимистично смотрят на перспективы своего бизнеса. По их мнению, на фоне сдачи позиций главных конкурентов страховщиков жизни - паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов - настало самое время активизироваться, поскольку консервативная инвестиционная политика страховщиков позволила им удержаться на плаву в кризисный период. Кроме того, на российский страховой рынок в последние годы пришли иностранные гиганты, которые не склонны занимать выжидательную позицию долгое время.
Финмаркет, 25 декабря 2008 г.